История алкоголизма

Сторінка 2

Обычай пить из одной чаши означал полное доверие друг к другу и единомыслие, поэтому отказа не могло быть. Из одного так -называемого кругового ковша каждый сидящий обязан был отпить свою долю. При этом все пили за каждого, а каждый пил за всех.

Помните, у А.С. Пушкина:

Ковши круговые запенясь, шипят

На тризне плачевной Олега .

Но уже тогда этим обычаем пользовались для спаивания людей, например в целях мщения.

В Лаврентьевской летописи под 945 годом имеется весьма любопытное описание мести княгини Ольги. Она решила перебить древлян за убийство ими ее мужа Игоря. В основу своей мести она взяла обычай "пити на кого-либо". Что он из себя представлял? Один из пьющих указывал на кого-то и говорил: "Пью на тя". После этого выпивал половину чаши сам, а оставшуюся передавал тому, на кого он пил. Обычай не допускал отказа выпить оставляемую половину. Ольга "повелъ отрокомъ своимъ пити на ня", а когда древляне опьянели, то осуществила свою месть.

Этим же обычаем славян воспользовались греки, чтобы убить Ростислава. Ростислав княжил в Тмутаракани и брал дань с соседних племен, что очень не нравилось грекам. В Новгородской летописи под 1066 годом описано, как греки подослали к князю котопана (военный чин в Византии), который должен был войти (и вошел) к нему в доверие. Во время пира котопан обратился к князю: "Рече котопанъ: княже, хощу на тя пити. Одному же рекшу: пии (т. е. князь ответил: "Пей"). Онъ же испивъ половину, а половину дастъ князю пити". Но перед тем, как протянуть чашу с вином князю, котопан незаметно "дотькнувся палчем (пальцем) в чашю, бъ бо имъя под ногьтемъ растворение смертное (яд) и дасть князю, урекъ (предсказав ему) смерть до дне осмого". После пира котодан убежал в Корсунь, а Ростислав действительно умер на восьмой день. Но такая месть была редкостью на Руси.

Простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором. Каждая деревня или село имели свой питейный дом или корчму, в городах их было несколько. В корчме подавали различного рода напитки, содержавшие небольшой процент алкоголя: пиво, брагу, меды, квасы (кстати, хмельной квас — исконно русский напиток, названный, вероятно, в честь "вещего Квасира" — божества скандинавских народов, с которыми наши предки вели торговлю). У корчмы было несколько назначений, например, предоставление ночлега путникам, но главным ее назначением было общение людей. Корчмы служили народу своеобразными клубами, где объявлялись законы. В корчму приходили не пить, не напиваться, хотя и это имело место, а поговорить, узнать последние новости и т. д. Пиво, мед продавали в корчме вместе с пищей. Бывали здесь представители всех сословий. Существовала пословица: "В корчме и бане — равные дворяне".

Водка стала проникать в страну вначале из-за границы, а потом появилось и собственное винокурение. Правительство, начиная с Ивана III, стремилось сохранять за собой право изготовления и продажи водки в учреждаемых кабаках (слово "кабак* в переводе с татарского означает "постоялый двор"). Широко насаждались царевы кабаки при Иване Грозном. Корчмы уничтожались. Входили в практику откупа: откупщики за право торговать водкой в той или иной местности вносили значительные по тем временам суммы— 10-20 тыс. рублей. Население было вынуждено тайно варить мед и пиво. Кабацкие головы выслеживали нарушителей и докосили властям. Провинившихся подвергали штрафу и "правежу": их били тонкими палками — батогами, нередко забивали до смерти.

Если население не выпивало на планируемую государством сумму, недоимка раскладывалась на всех. Ограничение продажи водки состояло в том, что кабаки открывались и закрывались в определенные часы, не торговали в великий пост, воскресные дни, праздники.

В кабаках в XVII веке висело объявление: "По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые — питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не пропьется".

Страницы: 1 2 3 4

Актуально про педагогіку:

Актуалізація соціального виховання та соціальної педагогіки в умовах гуманізації культури інформаційного суспільства
Специфіка культури інформаційного суспільства активно досліджується сучасними філософами, соціологами, культурологами, психологами. Дослідники досить одностайні в тому, що з 50-х років XX ст. внаслідок глобальної соціальної революції розпочалося формування соціуму нового типу, породженого “конверге ...

Формування екологічних понять як засіб підвищення екологічної освіти, культури та свідомості учнів
Загальноосвітньому навчальному закладу відводиться провідна і найважливіша роль в екологічній освіті і виховані учнівської молоді. Це - основна ланка, оскільки не всі її випускники зможуть одержати вищу освіту. Мета загальної середньої освіти - формування особистості з новим, ексцентричним типом ми ...

Малювання натюрморту з натури "Овочі і фрукти"
Провести бесіду про один із жанрів образотворчого мистецтва — натюрморт; вчити дітей малювати натюрморт з натури, правильно розміщуючи предмети і передаючи розміри, форми, пропорції і колір предметів; розвивати уміння самостійно працювати з фарбами, вільно їх змішувати, правильно користуватися пенз ...

Навігація по сайту

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.startpedahohika.com